Шульверк — “Культурологическое открытие К. Орфа”

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна ©

К. Орф, воплотив в своем творчестве высокий художественный потенциал простых и, казалось бы, давно изжитых средств, исследует и претворяет их педагогические возможности в Шульверке — музыке для детей. Область элементарного представлена здесь в полном объеме. Шульверк — это введение в основные структуры творческого музицирования вообще, в котором показаны его основные принципы. 

Орф в работе над Шульверком принципиально исходил из звучащей (неписьменной) модели, собирая и составляя неисчерпаемый арсенал элементарных музыкальных и речевых форм для пения, игры и движения. Когда К. Орфом новые формы устной практики музыкального воспитания были созданы, для внедрения их в массовую педагогику потребовалась запись. 

Это и было сделано в Шульверке. Элементарная музыка приобрела черты opus’ного произведения искусства, которые выводят ее за рамки устной традиции, и одновременно — более выраженные функционально-прикладные свойства, являя собой образец высокой педагогической музыки. Записанные пьесы тем не менее нельзя рассматривать как произведения искусства, предназначенные для концертного исполнения. Это — модели для музицирования и изучения стиля элементарной импровизации. Цель их — дать толчок фантазии для “варьирования звуковых одежд и преображения в новые облики” (Thomas 1958, S. 24).

Нотные записи партитур в Шульверке более всего служат пособием для учителя, а не нотами для буквально точного исполнения детьми. Запись моделей Шульверка показывает лишь “способ делания”, изучать который по записи и интерпретировать затем вместе с детьми предлагается педагогу.

Учитывая отсутствие оригинала Шульверка в библиотеках России, нам представляется необходимым дать краткое представление о содержании пяти томов “Музыки для детей” К. Орфа. В каждом томе есть песни и танцы, ритмо-мелодические упражнения и инструментальные пьесы, которые взаимодополняют друг друга. Cодержатся также небольшие авторские рекомендации к исполнению пьес и информация о национальной принадлежности танцевально-песенного материала. Изучение элементарной музыкой происходит в определенной последовательности, установленной Орфом:

1-й том — пентатоника, бурдон, остинато.

2-й том — гексатоника, диатонический мажор; различные виды бурдона и остинато.

3-й том — диатонический мажор; аккорды побочных ступеней, доминанта и субдоминанта.

4-й том — эолийский, фригийский, дорийский минор; бурдон, аккорды третьей и седьмой ступеней.

5-й том — эолийский минор, гармонический минор; минорная доминанта, мажорная доминанта, субдоминанта в миноре.

Орф расположил песенный материал так, что он ведет от двузвучного зова кукушки к трехзвучному лирному наигрышу и далее к пентатонике.“ Однако Орф никогда не заявлял, что музыка развивалась в указанном порядке. Последовательность материала имеет методическое значение ” (Леонтьева 1984, с. 217).

Показательно, что и в пентатонике и в семиступенном мажоре Орф вначале применяет остинато и бурдон для сопровождения мелодий, чтобы не сковывать их привычными кадансовыми формулами. Он, как известно, был против раннего ограничения музыкального слуха ребенка рамками классической музыки и мажоро-минорной гармонии. Он считал это неоправданным и стремился в Шульверке создать условия для восприятия детьми в будущем разнонациональной музыки как прошлого, так и настоящего. С этой точки зрения Шульверк является не только педагогическим пособием, но и своеобразной стилистической декларацией определенного творческого направления в музыке. Это и было главной заботой Орфа: воспитать открытый миру слух и вкус, не замыкать ребенка в кругу европейской музыкальной классики XVIII-XIX веков. 

Отделить тексты от их музыкальной интерпретации в Шульверке невозможно. Поэтому по отношению к нему всегда приходится говорить о поэтическом и музыкальном материале вместе. К.  Орф и Г. Кетман сделали свое собрание необходимых поэтических текстов на основе двух сборников: Ф.М. Бема “Немецкая детская песня и детская игра”. а также “Чудесного рога мальчика” Арнима и Бретано. В текстах Шульверка попадается средневековая латынь, литургические церковные тексты, стихи миннезингеров, тексты на французском и староанглийском языках. В центре их стоят бытие и природа, смена времен года, отношение человека к святому и демоническому, доброму и страшному, волшебному и таинственному. Шульверк — это “книга бытия”, одновременно наивная и мудрая.

На текстах нет печати авторства одного человека. Мир простых форм детской поэзии не требует и профессионального ”композитора”, чтобы переложить их на музыку. Орф предлагает детям сделать это самостоятельно по образцам, предложенным в Шульверке.

Едва ли можно описать или проиллюстрировать в рамках данной работы музыкальное богатство пятитомника Орфа-Кетман. Музыка проста и естественна, как игра ребенка. В ней нет никакой надуманности и нарочитости. Каждая модель Шульверка являет собой образец тонкого вкуса и неисчерпаемой изобретательности в использовании простейших средств. В живом исполнении эти небольшие пьесы отличаются сбалансированностью ансамблевого звучания. Музыка Шульверка легко поется и легко играется на орфовских инструментах. Удобство игры было особой заботой создателей Шульверка. Особого очарования полны инструментальные модели, большей частью написанные Г.  Кетман.

Однако особенности мелодики, лада, ритмики, метрики национальной музыки и поэтического материала требуют в каждом отдельном случае индивидуального подхода к их обработке в элементарном стиле. Это позволит не только избежать единообразия и нивелировки богатства мирового фольклора, но и создать методики, наиболее соответствующие традициям музыкального воспитания в различных странах.

Так, образцы использования пентатоники в Шульверке на материале европейской детской песни и в американском издании Шульверка на материале американской песни различны: в последней доминируют плагальные формы, что требует особой обработки. В чешском издании, обработанном И. Гурником и П. Эбеном, сильнее подчеркнуты миксолидийские и лидийские лады, характерные для музыки Чехии. 

Адаптировать концепцию Орфа смогла и Япония, сохранив ладовые модусы японской детской музыки и некоторые национальные звуковысотные инструменты. Потребовалось создание своей формы речевых упражнений, отличной от европейской. Все это привело к появлению совершенно иной методики элементарного музыкального воспитания на основе японской традиции (Келлер 1970, с. 5-6).

Вильгельм Келлер назвал Шульверк Орфа “культурологическим и антропологическим открытием, научной гипотезой происхождения и развития художественных способностей человека на конкретном примере взаимосвязи музыки, речи, жеста, движения, танца, актерской игры” (Keller OJB, 1962, S. 35). Интуитивно найденная, эта гипотеза была реализована К. Орфом в Шульверке. Однако возможности для истинного понимание ее сути реально сложились лишь в настоящее время, когда фольклористика стала более готова к широким обобщениям на основе сравнения особенностей музыкальных культур разных народов мира. Теоретическое обоснование различных аспектов гипотезы Орфа можно найти в ряде работ: Sachs 1965, Thomas 1977, Kokas 1981, Deutsch 1982, Peery 1987, Franz 1988, Saliba 1991.

Интуитивное предположение Орфа относительно педагогических возможностей элементарной музыки прояснялось и осознавалось постепенно в работе коллег-современников и следующего поколения педагогов, продолживших дело Орфа. 

За сорок лет существования Шульверка Орфа появилась целая область музыковедческой, педагогической, психологической, литературы, изданной в разных странах по проблемам элементарного музицирования. Ее авторы — педагоги и ученые, последователи Орфа. Они прокладывали все новые и новые пути, выходящие из Шульверка: “К. Орф и З. Кодаи — новые пути в музыкальной педагогике”, “Шульверк — жизненно важная помощь средствами музыки”, “Элементарная музыка и детский фольклор”, ”Психологические и духовные основы элементарного музицирования”, “Шульверк — досуг для взрослых”, “Шульверк для дошкольников”, “Шульверк — идеи для домашнего музицирования”, “Шульверк — музыкальное путешествие по странам и континентам”, ”Элементарная музыка народов мира”, “Шульверк — современная концепция, база для новых, научно обоснованных музыкальных методик” 

Главной причиной популярности Шульверка Орфа является его способность легко объединяться с самыми разными образовательными тенденциями, а также методиками музыкального обучения, существующими в мировой практике. Широта и открытость его внутренней природы дает возможность педагогам извлечь множество преимуществ из этой интеграции. 

Так, в одной из статей К. Стюарт приведен перечень современных тенденций в американской педагогике, для которых интеграция с орфовскими принципами оказалось полезной: «Критическое мышление», «Обучение в сотрудничестве», «Объединенные искусства», «Креативность», «Креативное мышление», «Непрерывное обучение», «Интегративное и междисциплинарное обучение», «Язык и программа поддержки обучения словесности», «Мультикультурная педагогика», а также многие другие (Stewart 1998, p. 46).

Приведенный здесь перечень воплощенных и ждущих своего воплощения и научного обоснования идей представляет собой лишь небольшую часть того огромного ветвистого современного древа, которое называется “Шульверк”.

В. Томас писал: “Принципиальное значение Шульверка в том, что он есть. Новизна, возможно, бессмертной идеи Орфа заключалась в том, что ее нельзя было отбросить, не принимать во внимание, игнорировать” (Thomas 1977 S. 88). Шульверк продолжает свое существование, занимая все более значимое место в современной музыкальной педагогике.

***

Однако следует отметить, что Шульверк Орфа, не является учебником в традиционном смысле. Его с полным правом можно назвать дидактической концепцией, декларирующей особый, творческий подход к обучению музыке. В Шульверке Орф предлагает творить не только ребенку, но и педагогу. Дидактика Орфа —это искусство, в ней рациональное не главенствует над духовным. 

Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу. Начало пути и продолжение, его отдельные вехи и тактика — все это, по мнению Орфа, должно решаться каждым педагогом индивидуально, составлять его педагогическое творчество. Орф опасался, что всякое письменное изложение теории и методики “засушит” живое дело музицирования, поэтому предпочитал прямую передачу опыта.

 Педагоги, работающие с детьми по Шульверку, в разных странах, пришли к выводу о необходимости создания, в самом общем виде, универсальных методических рекомендаций для воплощения в жизнь намерений Орфа. В них они стремились ввести обучение элементарной импровизации в систематическое “русло. Особенный интерес к этой проблеме проявили американские педагоги, издавшие несколько подобных пособий и свой американский Шульверк, который, с нашей точки зрения, в наибольшей степени приспособлен для школьной работы.

Сегодня, когда в России есть много педагогов, пробующих работать, используя принципы Шульверка Орфа, нам кажется необходимым начать работу по собиранию бесценных крупинок опыта каждого из них. Ведь адаптация концепции Орфа для наших детей — это забота и труд педагогов-энтузиастов, взявших на себя нелегкое дело подбора, обработки и опробывания практического материала. Шульверк на основе российского детского фольклора нельзя создать в кабинетной тиши. Он может появиться лишь как результат совместного творчества педагогов и их детей на занятиях. Родившаяся в процессе практики небольшая модель и будет образцом для творчества других педагогов вместе с их детьми.

Не стоит думать, что это доступно лишь избранным. Величие и гуманность концепции Орфа состоит в том, что Орф предлагает педагогам стать соавторами Шульверка, так как элементарное музицирование доступно всем. Попробуйте придумать вместе с детьми что-то простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто! 

Дети становятся творцами легко и естественно, и они с радостью воспримут возможность не исполнять сочиненное, а придумывать самим. Труднее педагогу перестроить свое сознание на необходимость такой работы с детьми, когда все многовариантно, и каждый может и хочет (!) проявить себя в музыке.