Инструменты Карла Орфа

Тютюнникова Татьяна Эдуардовна ©

Карл Орф создал для музыкального воспитания детей специальный комплект инструментов, называемый обычно “Орфофский набор”. Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны и глокеншпили - колокольчики (От нем. Gloke - колокольчик). Основу инструментария составляет базовый набор: сопрановые и альтовые глокеншпили, сопрановые, альтовые и басовые металлофоны, сопрановые, альтовые и басовые ксилофоны. Съемные пластины инструментов делаются из высококачественного дерева и особых сплавов. Они крепятся на специальный штифт и располагаются над резонаторным ящиком, который обеспечивает качество высокое звучания. Существуют диатонические и хроматические разновидности инструментов. К инструментам прилагается комплект палочек с головками из различных материалов, которые позволяют извлекать разнообразные по тембру, очень красочные звуки. 

Прообразом Орфофских ксилофонов был африканский  ксилофон “маримба”, в котором резонатором для деревянных пластин были высушенные тыквы, а также его индонезийский каменный вариант. Советчиком и консультантом Орфа в этом деле стал Курт Сакс, известный знаток неевропейской музыки разных стран и народов, в тесном контакте с которым и был придуман базовый набор инструментов. Основной комплект был впоследствии дополнен некоторыми  инструментами европейского Возрождения. Особенно подошла к нему по звучанию блок-флейта. Она и стала важнейшим мелодическим инструментом в Орфофском наборе инструментов. Неплохо сочетаются  с общим ансамблем гитара, виолончель, партии которых могут взять на себя взрослые. Они используются как аккомпанирующие инструменты, а не солирующие (выдержанные низкие звуки, остинато).

Разнообразие шумовых колористических инструментов, используемых на Орф-уроках, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Интересной находкой Орфа были стеклянные стаканчики, наполненные по-разному водой и таким образом настроенные на звуки определенной высоты. По ним играют деревянными или металлическими палочками.

Орфофские инструменты обладают особым качеством ансамблевого звучания. Оно отличается удивительной красотой,  гармоничностью и  как нельзя более подходит в качестве аккомпанемента к пению детей. Звук ксилофона - негромкий, мягкий, тянущийся он не угасает так быстро, как у оркестрового. Басовый ксилофон берет на себя функцию выдержанных низких звуков, создающих фундамент и тональную определенность исполняемой музыки. Металлофоны также обладают мягким тянущимся звуком, используются как мелодический и аккомпанирующий инструмент. У глокеншпилей высокий, чистый, быстро гаснущий звук, прекрасно сочетающийся со звучанием ксилофонов, блок-флейты. Ни один из инструментов в Орфофском ансамбле не рассматривается как солирующий, хотя каждый может им на время становиться.

Завораживающая, чарующая красота звучания Орфофских инструментов очень притягательна для детей. Это дает возможность педагогу  с первого занятия привлечь их внимание к разнообразию мира звуков: ярких и тусклых, прозрачных, бархатных, хрустящих. Высокое качество звучания и разнообразие инструментов Орфофского комплекта позволяет блестяще справиться с этой немаловажной задачей. Ведь знакомство с огромным миром звуков должно быть первой ступенькой ребенка в мир музыки. Инструменты Орфа способствуют развитию музыкального вкуса и тонкости тембрового слуха. 

Интерес детей к Орфофским инструментам просто  неиссякаем. Они хотят на них играть всегда.  Растормаживащий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на прикосновение чудесными звуками, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее - к простейшей импровизации. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и  тот факт, что они могут сами извлекать из них столь красивые звуки. 

Создание этого инструментария, было особой задачей Орфа. Он является ключом для подхода к элементарному музыкальному воспитанию в концепции Орфа, т.к. с помощью этих инструментов, может быть реализовано творческое музицирование с группами всех степеней одаренности и достигнута взаимосвязь элементарной музыки и движения. Комплект орфофских инструментов в соединении со звучащими жестами позволяет играть в ансамбле любым составом детей или взрослых, независимо от их дарований, т.к. каждый в нем может получить задачу, соответствующую его способностям. Инструментарий Орфа позволяет музицировать всем. Это его главное педагогическое достоинство. 

***

Одним из главных принципов исследуемой нами методологии творческого музыкального обучения является непосредственная личная причастность ребенка на каждом уроке к процессу творения, исполнения, слушания и переживания музыки в своем опыте. Это оказывается возможным при создании соответствующей среды и разработке способов действования в ней. В нашем понимании среда представлена не только материальной своей стороной — специально оборудованным классом, но также и музыкой, которая в этом классе звучит. Исследование в данном разделе работы затрагивает оба аспекта проблемы. 

Мы подошли к изучению влияния и возможностей среды на процесс музыкально-творческого обучения, отвечая на вопрос: какими свойствами она должна обладать, чтобы действия в ней могли быть импровизационными? Из существующей научной педагогической литературы известно, что для создания обучающего пространства, в котором возможен свободный поиск, необходимо обеспечить его открытость взаимодействию, случаю, непредсказуемости. Сошлемся на теоретическое исследование Э. Гусинского: «Среда должна обладать достаточно большой насыщенностью — в бедной и жестко структурированной среде нельзя говорить о сколько-нибудь значительной вероятности выстраивания индивидуального пути, о самой возможности выбора» (Гусинский 1994, с. 162).

Если представить себе класс, который можно определить как «насыщенную среду» для творческого музицирования, то в нем окажутся не нужны парты, а будут необходимы музыкальные инструменты. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили — металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками. 

Условиям простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Как известно, разнообразие шумовых инструментов, существующих у народов мира, велико. Это удивительно красочный ансамбль. Сам шумовой инструмент в естественной среде обитания выглядит очень нарядно. Очевидно, его внешняя привлекательность является составляющей частью синкретизма восприятия, характерного для творческих видов музицирования. 

Внешняя привлекательность и необычность инструмента — главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними. 

Разнообразие шумовых и ударных инструментов, собираемых обычно в классе для музицирования, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними, пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и тон-блоки, гуиро и маракасы, ручные барабаны и бонго, литавры, ручные тарелки и многие другие их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние инструменты, дошедшие к нам из глубины веков. 

Дополняет этот комплект инструментов блокфлейта. Она очень удобна для обучения в группе: каждый ребенок может иметь собственную и носить ее в портфеле. Начальный этап освоения этого инструмента несложен, уже на первом уроке возможно играть с детьми в ансамбле и импровизировать на ней. Элементарное владение этим инструментом всех детей в классе открывает совершенно новые горизонты для музицирования. Блокфлейта обычно играет ведущую мелодическую роль, ее звучание прекрасно сочетается в ансамбле с орфовскими инструментами и негромкими шумовыми. 

Что же происходит в этом удивительном музыкальном классе, когда туда попадают дети? Они под руководством педагога учатся творить, используя для этого звуки: ведь все сказочное звучащее богатство в классе принадлежит им. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменим. Техническая легкость игры, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через нее — к простейшей импровизации. 

Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют принимать участие в музицировании всем детям, независимо от уровня способностей. Каждому ребенку в этом ансамбле может быть найдена подходящая роль. Они дают возможность организовывать совместную творческую деятельность на основе принципа распределения ролей разного уровня сложности. 

Игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: «посудный оркестр» на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки и свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчетно стремятся ко всем предметам, из которых они самостоятельно могут извлечь звуки. В роли музыкального инструмента для них с одинаковым успехом может выступать и концертный рояль, и простая расческа.

Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры — импровизационное звукоподражание. Вот в детской игре всходит Солнце — и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично будет соответствовать торжественности природного явления. Стоит появиться Кикиморе, как дети голосом или на свистульке тут же неподражаемо изобразят ее причитания. Поэтому в классе для творческого музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок. 

Инструменты, сделанными самими детьми из всего, что они найдут и приспособят, могут составить первоначальное оборудование класса по принципу «высоко насыщенной музыкальной среды». Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В данном случае речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их с ними проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. 

Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик и стручки различных растений (Sachs 1930). В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

  • Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).
  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки ).
  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
  • Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.)
  • Металлические банки разных размеров.
  • Стеклянные бутылки и фужеры.
  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.
  • И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

Существует немало пособий по изготовлению с детьми самодельных инструментов, к сожалению, только на иностранных языках (Patho, Schlumberg 1994). Использование их в педагогической практике не только вносит столь необходимую детям увлекательность, оно важно и с методической точки зрения. Самодельные инструменты развивают изобретательность, ассоциативность и вариативность мышления, способствуют обогащению музыкального слуха, особенно его темброво-ритмического компонента. Сделанными детьми инструментами можно оборудовать часть класса или специальную комнату.

Особого рассмотрения здесь требует вопрос о целесообразности использования орфовских инструментов в отечественной музыкально-педагогической практике. Среди различных его сторон наиболее дискуссионными являются следующие: насколько органично применение инструментов вообще и орфовских в частности с точки зрения национальных традиций? В какой степени их использование целесообразно с педагогической точки зрения? Если отталкиваться от общеизвестного положения о песенности русской музыкальной культуры, в которой инструментальное музицирование не играет главенствующей роли, да и сама песня исполняется чаще без сопровождения, может сложиться впечатление, что использование любого инструментария — это скорее внешняя форма, чем внутренняя необходимость. Однако этот вопрос не однозначен для разных жанров. И тем более не однозначен для детской и взрослой музыкальной культуры.

В русской народной культуре есть особые области, где использование инструментов было принято испокон веков — это скоморошья, смеховая культура и детский фольклор. В ходу у скоморохов были гусли, гудки, свирели, рожки, сопели, погремушки, трещотки, колокольчики, дровы (шуточная разновидность ксилофона из полуполеньев). Инструментальная музыка звучала в их исполнении как самостоятельно, так и была сопровождением пляскам и хороводам, театральным представлениям. Рядом со скоморохами всегда были дети, которых не могли не привлекать красочность и веселая абсурдность, перевернутость жизни в действах скоморохов. Здесь многое было близко некоторым детским жанрам фольклора — потешкам, дразнилкам, чепуховым считалкам, игровым припевам, в которых фантазия и реальность меняются местами, веселье и смех существуют как выражение радости бытия.

В детском фольклоре существуют специальные инструментальные жанры: наигрыша и сигнала. Детские музыкальные инструменты преимущественно духовые, сделанные в сезон из природного материала: всевозможные разновидности свистулек, дудочек. Играли дети также на деревянке — полом стволе дерева или сухом полене. Исполнялись как затейливые ритмические наигрыши, так и простейшие сигнальные фигуры. «Функция инструментальной детской музыки лежит в игровой развлекательной практике и выражается в импровизационном и звукоподражательном музицировании» (Науменко 1996, с. 133).

Из всего вышесказанного следует сделать вывод о том, что инструментальная игра в ее простейшем, элементарно-импровизационном виде есть органическая часть детской музыкальной культуры. Инструменты образуют самую привлекательную для детей область музыки. Сама музыка ассоциируется с инструментом, а не с пением, поскольку пение достаточно долго не вычленяется осознанно детьми из речи. Не последнюю роль здесь играет сложность певческого овладения голосом, которое формируется длительно и не просто. Кроме того, инструменты несут с собой яркость и красочность, так необходимые детям по сути их мироощущения.

Следующий вопрос об использования инструментов заключается в том, насколько простейшие русские народные инструменты соответствуют задачам современного музыкального воспитания. Ограниченный выбор звуковысотных инструментов (свистульки, окарины) и их небольшие звукоряды (5-6 звуков), сложность ансамблевого использования из-за несовершенства строя позволяют применять их лишь эпизодически. С участием этих инструментов нельзя строить педагогический процесс в системе — от простого к сложному, от родного фольклора — к мировой музыке. Возможности музыкального развития детей будут ограничены рамками не только определенных жанров, но и национальными рамками, что представляется нам в современных условиях однобоким. Инструментарий Орфа, созданный специально для нужд музыкального воспитания, снимает вышеперечисленные проблемы. 

Интересный опыт инструментального музицирования на русских народных инструментах представлен в работе педагога общеобразовательной школы из Санкт-Петербурга Д. Рытова (Рытов 1998). При необыкновенном разнообразии шумовых инструментов и свистулек педагог в качестве мелодических инструментов использует также домры и балалайки, требующие, как известно, индивидуальной работы. Однако такую возможность для всех детей могут представить лишь отдельные школы. 

Возникающие нередко вопросы о «национальной чуждости» орфовских инструментов порождены недопониманием их педагогической целесообразности ввиду малого использования в нашей стране. Весьма показателен факт, что подобных вопросов обычно не задают педагоги, ощутившие на практике все преимущества орфовских инструментов для работы с детьми. Критерием истины здесь может быть опыт также многих стран мира, очень разных по своим национальным особенностям, который раскрывает «наднациональную» сущность этого инструментария как педагогического средства, обладающего высокой эффективностью в обучении детей музыке.

Орфовские инструменты являются более аккомпанирующими, чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Ансамбль ксилофонов и металлофонов специально предназначен для строительства музыкальной фактуры и формы на основе принципа остинато. Ксилофоны и металлофоны, являясь «звуковысотными ударными», позволяют развивать у детей также звуковысотный, ладовый и гармонический компоненты слуха. Возможность построить на них три мажорные пентатоники (до, фа, соль) и без всякого «строительства» играть и импровизировать в эолийском. дорийском, фригийском минорах открывает пути к осознанию самого понятия лад и обогащает слух разнообразным звучанием. Таким образом, начальное обучение детей с использованием орфовских инструментов создает широкие возможности для их разностороннего музыкального развития.

В понятие музыкально-насыщенная среда входит не только оборудование класса разнообразными инструментами, но и та музыка, которая здесь звучит. Музыкальная среда для творчества также должна отвечать требованиям свободы, простоты, открытости и многообразия. Поэтому основу творческого музицирования составляет фольклор — национальный и фольклор народов мира. Источник для творчества следует искать прежде всего в песенных образцах с ярко выраженным игровым началом: спонтанным разыгрыванием сюжета, танцами, пляской, шуткой. Эти фольклорные жанры общеизвестны: потешки, прибаутки, считалки, дразнилки, заклички, приговорки, игровые песенные припевы, хороводы, а также богатейший раздел древних календарных песен, дошедших до нас со времен язычества. Все перечисленные жанры составляют своеобразную детскую «модель мира», где есть рай и ад, дом и чужбина, Земля и Солнце, привидение и Кикимора, вера в единство с природой и сжигание соломенных кукол, ряжение и катание с ледяных горок.

Исследователь детского музыкального фольклора Г. Науменко обращает внимание на интонационную и содержательную схожесть многих жанров детского фольклора. Всеми фольклористами, отмечается также интонационная формульность календарно-обрядовых песен, позволяющая детям быстро запоминать и долго хранить их в памяти. Мелодика календарных песен — одна из древнейших, архаичных, раннефольклорных форм звуковыражения, напевы по звуковому объему не велики, обычно построены на многократных повторах секундовых, терцовых или квартовых попевок. Особенности жанров российского детского фольклора: ритмо-мелодическая и структурная остинатность, их преимущественное одноголосие или спонтанная гетерофония (часто с использованием верхнего или нижнего бурдона), неразрывная связь с речью, движением и игрой, — образуют тот же органичный, естественный фундамент, на котором построен Шульверк К. Орф и другие его национальные версии (чешский, американский, японский, финский).

Близость детского фольклора в разных частях мира отмечалась едва ли не всеми исследователями, поскольку данный факт слишком очевиден. Однако и по отношению к другим фольклорным жанрам наблюдения ученых похожи: «В музыке любой из экзотических музыкальных культур вначале шокированное ухо вскоре начинает улавливать и смысл, и организованность, и благозвучие, то есть сходства между явлениями различных эпох и культур явно перевешивают различия» (Леви 1966, с. 43). Обращение к мировой музыке обогащает саму способность музыкального восприятия и дарит наслаждение, за которым не надо идти на Памир. 

Одновременно с мировым фольклором высоко насыщенная музыкальная среда, на наш взгляд, должна включать все разнообразие мировой музыки вообще. О европейской классике как части мировой музыкальной культуры дети узнают, сопоставляя свои ощущения от ее звучание со звучанием джаза, профессиональной музыки XX века (от Бартока до Лигети), хорошей французской эстрады и т.д. Нам кажется, что если они услышат стилистические трансформации, «переодевания» известной музыки в другие одежды, эта идея будет близка самой сути творческого музицирования. Например, можно «активно слушать» классические произведения, обработанные в стиле «рок», одновременно импровизируя ритмический аккомпанемент к ним. 

Музыку мировой музыкальной культуры во всем ее многообразии педагогу необходимо целенаправленно собирать — ее обязательно должны слышать дети: под нее двигаться, то, что возможно, петь, играть в ансамблях, использовать в детских театральных постановках. Дорога в искусство только начинается от родного порога, затем человек должен выйти в свободное пространство мировой культуры и научиться жить в нем.

Особое, очень важное внимание в концепции Орфа уделяется музицированию с аккомпанементом “звучащих жестов”(термин Г.Кеетман). Звучащие жесты - это игра на поверхностях своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Идея использовать в элементарном музицировании те инструменты, которые даны человеку самой природой, была “заимствована” Орфом  у неевропейских народов и отличается универсальностью, важной для массовой педагогики. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии любых других инструментов других инструментов. Четыре основных тембра - это четыре природных инструмента: притопы, шлепки, хлопки, щелчки. 

Очень грамотно развитая и изобретательно используемая Орфом система темброво-ритмического воспитания на основе звучащих жестов позволяет создавать не только аккомпанементы, а целые оригинальные композиции, Звучащие  жесты являются не просто носителями определенных тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, т.к. ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации,  реакции с использование звучащих жестов, обладает очень высокой эффективностью. Звучащие жесты, как форма  темброво-ритмической работы, не имеет аналогов в нашей педагогической практике по доступности и своим творческим возможностям, особенно в сочетании с речью и движением. 

Подводя итог, следует сказать, что сама возможность музыкально-творческих действий детей зависит от среды, в которой происходит обучение. Для успешного творческого процесса необходимо обеспечить открытость пространства взаимодействию, случаю и свободному поиску. Насыщенная, гибкая материальная среда содержит в себе множественные возможности для действий в ней, чем и создает условия творчеству. Музыкальные инструменты должны быть простыми в освоении, обеспечивая легкость и свободу игровых манипуляций с ними. Этим условиям отвечают орфовские инструменты в сочетании с многообразием шумовых.