Дети- источник благ? Или как оно должно быть…

Дети  — источник благ?   Или как оно есть на  самом деле…

 Зачем ребенка музыка? В наше время ответ на этот вопрос пространен, и любой педагог может дополнить его пунктом из своего опыта. Об этом можно прочесть в моей книге «Зазеркалье»: от удовольствия до трансцендирования…

Можно  ли  этот   вдохновляющий  список  дополнить  еще  одним  пунктом  —  тем,  как  понимают  и  реализуют  музыкальное  воспитание  в  наших  детских садах? Едва  ли.

 Глубинная  проблема  заключается  в  том,  как  все  мы  —  педагоги,  методисты, администрация,  родители  —  понимаем  цель  музыкального  воспитания  в  детском  саду  и  его  роль  в  общем  развитии  детей.  Если  цель  состоит  в  том,  чтобы, используя  обаяние  детства,  «показать,  продемонстрировать,  доказать,  удивить, развлечь  взрослых»,  —  то  это  одна  модель,  со  своей  философией  и  принципами. Последние  два  десятилетия она широко бытует  в нашей стране.  

Если  цель  — «вдумчиво  и  постепенно  развивать  личность  ребенка  средствами музыки  и  других  искусств»,  наблюдая  и  помогая  каждому  ребенку  в  его  индивидуальном  развитии, то  это  совершенно  другая  модель,  основанная  на  иных  подходах. 

Нынешняя  ситуация  с  музыкальным  воспитанием  в  дошкольных  образовательных  организациях  (ДОУ)  —  это  маленькая  национальная  катастрофа:  музыканты  с  великолепным  музыкальным  образованием  вынужденно  разучивают с  детьми  «попсу»  для  конкурсов!  Когда-нибудь  нам  будет  стыдно  за  десятилетия глупости  и  прямого  вредительства  развитию  детей.  К  тому  же  использовать  профессиональных  музыкантов  в  такой  роли  —  это  все  равно  что  микроскопом  забивать  гвозди. 

Пафос  современного  гуманистического  подхода  заключается  в  простом  девизе  —  «Исходя  из  ребенка».  Это  значит,  что  любое  действие  педагога-музыканта  должно  быть  обусловлено  исключительно  интересами  детей  —  их  природосообразным развитием, их счастьем, здоровьем и благополучием. 

Именно  этот  подход  реализует  орф-педагогика,  именно  этим  подходом  необходимо  руководствоваться  во  всех  сферах  дошкольного  воспитания,  включая, конечно,  музыкальное.  Для  этого  придется  расстаться  с  очень  многими  уродливыми формами как обучения  детей, так и руководства в  ДОУ. 

Самое  первое,  что  требуется  сделать  для  исправления  ситуации  с  музыкальным воспитанием: надо  освободить музыкального руководителя от повинности зарабатывать  баллы  на  «внешних  рынках»  для  аттестации  организации  и  премирования  администрации.  Музыкальный  руководитель  должен  заниматься только  музыкальным  воспитанием  детей  в  той  логике  и  последовательности, которые  он  сам  определяет  на  основе  государственной программы и принципа  «исходя  из  ребенка  и  для  его блага».  Эксплуатация  талантов  отдельных  детей  ради  аттестации  ДОУ должна кануть  в  Лету. 

К  тому  же  никто  не  задумывается  о  тех  детях,  которых  не  берут  по  известным  причинам  выступать  на  различных  фестивалях  и  конкурсах.  Но  именно здесь  происходят  невидимые  преступления:  большинство  детей  отвергают  как неспособных  и  недостойных.  Это  медленно,  год  за  годом,  подрывает  их  самоуважение,  оптимистический  взгляд  на  мир,  веру  в  себя  и  в  свой  успех.  Дети, которых  не  берут  выступать,  получают  психологическую  травму  на  всю  жизнь! Почему  молчат  психологи  именно  тогда,  когда  они  должны  об  этом  кричать на всех перекрестках? 

Я  не  понимаю  и  родителей,  которые  в  этой  ситуации  тоже  молчат.  В  европейских  детских  садах  можно    выступать  или  всей  группой  детей,  или  никак. По  вышеуказанной  причине.  Никому  даже  в  голову  не  придет  взять  на  конкурс десять  человек,  а  остальных  не  взять.  За  это  вопиющее  нарушение  будет  обеспечен  суд  с  колоссальными  штрафами. Поэтому  и  у  нас  участие  в  фестивалях  и  конкурсах  «отдельными  избранными  талантами»  должно  быть  в  ДОУ  строго  запрещено.  Тогда  фестивальная  вакханалия  умрет  сама,  как  вредная  и  нежизненная. Надеюсь, что нам всем удастся застать  это прекрасное время. 

Также  хотелось  бы  вновь  увидеть  в  детских  садах  заведующих  и  методистов, которые  понимают,  где  заканчивается  их  компетенция  в  области  музыкального воспитания  и  чем  она  минимально  ограничивается.  Я  исхожу  из  понимания, что если  музыкальный  руководитель  —  это  единственный  специалист  в  ДОО,  имеющий  музыкальное  образование,  то  все  остальные  должны  воспринимать  его  как профессионала. Тогда  разговор  с  этим  специалистом  не  выходит  за  рамки  следующего: «Мы вам  доверяем, потому  что вы  — профи». 

К  сожалению,  сегодня  музыкальный  руководитель  чаще  всего  слышит  другое: «А  я  хочу,  чтобы  было  так!»  Подобные  высказывания  позволяют  себе  не  только представители  администрации  всех  уровней,  но  и  коллеги-воспитатели.  Они  забыли,  что  музыкальный  руководитель  в  ДОУ  реализует  государственную  программу  по  музыкальному  воспитанию,  а  не  пожелания  окружающих  взрослых. Программу, написанную опытными методистами-экспертами. 

Они  также  забыли,  что  не  знают  смысла  понятий  метрический  пульс,  остинато,  бурдон,  интонация  квинты,  пунктирный  ритм,  унисон,  фальцетный  регистр голоса.  Но  ведь  именно  потому,  что  в  детской  песенке  все  это  есть,  ее  и  выбрал музыкальный руководитель для развития  детей. 

Так  и  хочется  сказать:  уважайте  профессионалов,  их  везде  осталось  мало! А еще  лучше — предоставьте  профессионала  самому  себе, доверяйте  ему, он  знает,  что  делает.  Советы  профессионалам  дают  только  профессионалы  более  высокого уровня. ©

Отрывок из книгиТ. Тютюнникова  "Орф- педагогика в детском саду"

 © OOO «Издательство «Национальное образование», 2022 

Другие интересные темы