Дети — источник благ? Или как оно есть на самом деле…
Зачем ребенка музыка? В наше время ответ на этот вопрос пространен, и любой педагог может дополнить его пунктом из своего опыта. Об этом можно прочесть в моей книге «Зазеркалье»: от удовольствия до трансцендирования…
Можно ли этот вдохновляющий список дополнить еще одним пунктом — тем, как понимают и реализуют музыкальное воспитание в наших детских садах? Едва ли.
Глубинная проблема заключается в том, как все мы — педагоги, методисты, администрация, родители — понимаем цель музыкального воспитания в детском саду и его роль в общем развитии детей. Если цель состоит в том, чтобы, используя обаяние детства, «показать, продемонстрировать, доказать, удивить, развлечь взрослых», — то это одна модель, со своей философией и принципами. Последние два десятилетия она широко бытует в нашей стране.
Если цель — «вдумчиво и постепенно развивать личность ребенка средствами музыки и других искусств», наблюдая и помогая каждому ребенку в его индивидуальном развитии, то это совершенно другая модель, основанная на иных подходах.
Нынешняя ситуация с музыкальным воспитанием в дошкольных образовательных организациях (ДОУ) — это маленькая национальная катастрофа: музыканты с великолепным музыкальным образованием вынужденно разучивают с детьми «попсу» для конкурсов! Когда-нибудь нам будет стыдно за десятилетия глупости и прямого вредительства развитию детей. К тому же использовать профессиональных музыкантов в такой роли — это все равно что микроскопом забивать гвозди.
Пафос современного гуманистического подхода заключается в простом девизе — «Исходя из ребенка». Это значит, что любое действие педагога-музыканта должно быть обусловлено исключительно интересами детей — их природосообразным развитием, их счастьем, здоровьем и благополучием.
Именно этот подход реализует орф-педагогика, именно этим подходом необходимо руководствоваться во всех сферах дошкольного воспитания, включая, конечно, музыкальное. Для этого придется расстаться с очень многими уродливыми формами как обучения детей, так и руководства в ДОУ.
Самое первое, что требуется сделать для исправления ситуации с музыкальным воспитанием: надо освободить музыкального руководителя от повинности зарабатывать баллы на «внешних рынках» для аттестации организации и премирования администрации. Музыкальный руководитель должен заниматься только музыкальным воспитанием детей в той логике и последовательности, которые он сам определяет на основе государственной программы и принципа «исходя из ребенка и для его блага». Эксплуатация талантов отдельных детей ради аттестации ДОУ должна кануть в Лету.
К тому же никто не задумывается о тех детях, которых не берут по известным причинам выступать на различных фестивалях и конкурсах. Но именно здесь происходят невидимые преступления: большинство детей отвергают как неспособных и недостойных. Это медленно, год за годом, подрывает их самоуважение, оптимистический взгляд на мир, веру в себя и в свой успех. Дети, которых не берут выступать, получают психологическую травму на всю жизнь! Почему молчат психологи именно тогда, когда они должны об этом кричать на всех перекрестках?
Я не понимаю и родителей, которые в этой ситуации тоже молчат. В европейских детских садах можно выступать или всей группой детей, или никак. По вышеуказанной причине. Никому даже в голову не придет взять на конкурс десять человек, а остальных не взять. За это вопиющее нарушение будет обеспечен суд с колоссальными штрафами. Поэтому и у нас участие в фестивалях и конкурсах «отдельными избранными талантами» должно быть в ДОУ строго запрещено. Тогда фестивальная вакханалия умрет сама, как вредная и нежизненная. Надеюсь, что нам всем удастся застать это прекрасное время.
Также хотелось бы вновь увидеть в детских садах заведующих и методистов, которые понимают, где заканчивается их компетенция в области музыкального воспитания и чем она минимально ограничивается. Я исхожу из понимания, что если музыкальный руководитель — это единственный специалист в ДОО, имеющий музыкальное образование, то все остальные должны воспринимать его как профессионала. Тогда разговор с этим специалистом не выходит за рамки следующего: «Мы вам доверяем, потому что вы — профи».
К сожалению, сегодня музыкальный руководитель чаще всего слышит другое: «А я хочу, чтобы было так!» Подобные высказывания позволяют себе не только представители администрации всех уровней, но и коллеги-воспитатели. Они забыли, что музыкальный руководитель в ДОУ реализует государственную программу по музыкальному воспитанию, а не пожелания окружающих взрослых. Программу, написанную опытными методистами-экспертами.
Они также забыли, что не знают смысла понятий метрический пульс, остинато, бурдон, интонация квинты, пунктирный ритм, унисон, фальцетный регистр голоса. Но ведь именно потому, что в детской песенке все это есть, ее и выбрал музыкальный руководитель для развития детей.
Так и хочется сказать: уважайте профессионалов, их везде осталось мало! А еще лучше — предоставьте профессионала самому себе, доверяйте ему, он знает, что делает. Советы профессионалам дают только профессионалы более высокого уровня. ©
Отрывок из книгиТ. Тютюнникова "Орф- педагогика в детском саду"
© OOO «Издательство «Национальное образование», 2022