Библиотека Орф- Шульверк педагогика. Основые идеи

Орф-Ассоциация России (RusFOSA) отчетливо осознает и намеревается продолжать работу К. Орфа и Г. Кеетман (а также многих тысяч других педагогов) в развитии идей Орф-Шульверка, которые служат лучшему образованию. Очевидное преимущество и выгоды, которые несет в себе применение в образовании идеи синтеза музыки, речи и движения, нашли свое подтверждение в широком распространении во всем мире. Идея единства музыки, речи и движения сияет своей убедительностью также в несомненной приверженности тех, кто прикоснулся к идеям Орф-Шульверка как к педагогическому и артистическому источнику.

Российская Орф-Шульверк Ассоциация поддерживает и продвигает Орф-Шульверк как модель музыкально-танцевального обучения в различных образовательных учреждениях России. Этот подход обращается к творческим возможностям всех детей, обеспечивая участие в креативном музицировании не только способным и талантливым. 

Орф-Шульверк предлагает развивать музыкальность детей через пение, движение, игру на инструментах, элементарный театр. Активное творческое музицирование, является тем философским основанием, которое коренным образом влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. Ученики, вовлеченные в активные процессы, обучаются лучше и  понимают глубоко. Дети, которые регулярно участвуют в креативной практике, создают свои танцы, музыкальные опусы и исполняют их, оказываются уникально подготовленными к решению различных проблем в других областях жизни. 

Влияние музыкально-танцевального обучения, основанное на идеях Орф-Шульверка, распространяется далеко за пределы формирования специальных навыков и знаний об искусствах. Педагогические процессы, которые определяют орф-подход, имеют более широкое воздействие и ценность в различных областях.

Интеллектуальная сфера. Критическое мышление и проблемный подход, являющиеся главными постулатами Орф-Шульверка, одновременно активизируют как аналитическое, так и интуитивное мышление. Воплощение творческих идей требует организаторских способностей, артистических навыков, одновременно и знаний об искусствах.

Социальная сфера. Орф-Шульверк — это модель группового обучения, предполагающая разностороннюю кооперацию и сотрудничество каждого участника музицирования, включая педагога. Очень важно, что художественное развитие происходит внутри доброжелательного и эмоционально поддерживающего социального контекста группы. Помощь, эмпатия, внимание, толерантность являются здесь сознательно культивируемыми отношениями среди участников. Способность чувствовать группу и осознавать роль каждого индивида в ней дополняют ансамбль социальных приоритетов данного вида обучения. Проблемный подход, импровизация, создание коллективных композиций обеспечивает возможности каждому для развития лидерских качеств. 

Эмоциональная сфера. Использование музыки и движения предоставляет различные возможности для невербального выражения эмоций. Исследовательская импровизационная деятельность могут обеспечить определенный фокус на эмоциях и быть средством для снятия различного рода напряжения и фрустраций, как и средством для повышения самооценки. 

Педагогический процесс. Прототипом музыкально-танцевального обучения по моделям Орф-Шульверка является спонтанная детская игра, в которой повторения, экспериментирование и самовыражение происходят естественно и бессознательно. В педагогическом процессе, который использует  орф-педагогика, эти присущие игре черты используются сознательно и намеренно, чтобы вовлечь учеников в процесс музицирования.

Особыми формами направляемых действий детей на орф-уроке, которые используются в речи, пении, игре на инструментах, движении, в упражнениях на «телесных инструментах», являются следующие:

  1. Вступительная игра. Направленные эксперименты для спонтанного исследования разных зданий и фокусов.
  2. Имитации. Точное  повторение услышанного и увиденного («эхо» различных мотивов — ритмических, мелодических, двигательных и их комбинаций).
  3. Вариации. Повторение мотивов с изменениями как основа импровизации.
  4. Исследование. Специально направленное экспериментирование с применением появившихся идей.
  5. Импровизации. Изобретение оригинального материала.
  6. Композиция. Собирание придуманного в более или менее законченную форму.

Материал. Детский   фольклор — кладовая всех культур мира. Орф-Шульверк использует язык детской культуры и говорит на нем с детьми. Это национальный и интернациональный детский фольклор: потешки, считалки, дразнилки, пестушки и т.п. Формы национальной и мировой фольклорной традиции в их универсальном общедоступном виде являются как материалом, так и самими инструментами данного вида обучения.

Интеграция. Дети изучают мир и взаимодействуют с ним целостно. Образовательные подходы, которые повторяют и воссоздают этот стиль, обеспечивают естественное и оптимальное обучение. Детская игра использует как прототип речь, песню, движение, театральные ситуации и также иргу на  инструментах, соединяя все вместе и приспосабливая, как подходящее. Орф-Шульверк педагогика поддерживает идею интеграции, объединения музы, речи и движения и драмы как наследие, данное каждому человеку. Процесс интеграции поддерживает развитие навыков в каждой из областей, стимулирует творческое воображение, предоставляет возможности проявиться и развиваться индивидуальности детей. Интеграция этих областей завершается уникальным элементарным синтезом в форме спектакля-представления. 

Интеграция в Орф-Шульверке существует на пяти уровнях: 

единство музыки, речи и движения,

единство тела и сознания,

единство познания и творчества,

единство общения и развития,

единство творчества итрадиции.

Карл Орф создал инструмент практического воплощения этих принципов и назвал его Шульверк.

Представление. Хотя изучение музыкально-танцевального материала и подготовка его к представления не являются главными фокусами орф-подхода, ценность спектакля осознается и чоевидна. Как было сказано выше, изучение, исследование, развитие и создание материала — приоритеты орф-подхода. Однако, возможность выступить, поделиться творчеством способствуют повышению качества исполнения и дают повод для гордости и удовлетворения всем участникам представления.

Предназнчение Орф-Шульверка — пробуждать творческий потенциал в каждом и создавать контекст, в котором его можно развивать и упражняться в творческих заданиях. Орф-Шульверк как модель обучения вовлекает в свою орбиту гораздо более широкий спектр художественных направлений и способов работы, чем традиционные занятия музыкой или хореографией. «Это никогда не бывает музыка сама по себе, она всегда соединена с речью, и движением» (К. Орф).

Шульверк не фокусируется на развитии высоких стандартов исполнения и представления. Акцент в нем стоит на процессе больше, чем на результате; на участии каждого соответственно возможностям, способностям; на процессе импровизации и продуцирования музыкально-танцевальных идей больше, чем на воспроизведении готовых форм.

Обучение как результат взаимодействий и творческой кооперации педагога и детей, свобода и возможность высказывать идею, рисковать, достижение результата в творческих заданиях — все это актуально для любого уровня развития! 

Орф-Шульверк — это инструмент целостного развития человека через единство музыки, речи и движения в сочетании с остальными принципами единства. Главная задача орф-педагога — пробудить наши собственные творческие сила и «подключить» человеку к его собственному источнику творчества через элементарное музицирование, которое дает огромные возможности нашему организму и личности для внутреннего развития.

Автор: 
Т. Тютюнникова
← Библиотека