Библиотека Движение и музыка Дошкольное воспитание

Все мы хорошо знаем, как любят дети двигаться. Карл Орф, который создавал свою концепцию не столько «для ребенка», сколько «исходя из ребенка», это понимал.

Вспомните, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому ее потрясти и самозабвенно наслаждается потом простейшим звуком! Он не хочет смотреть, он хочет быть участником пестушек и прибауток. Но вот ребенок подрос, все стучащее и гремящее в доме давно исследовано, а наблюдательные взрослые замечают, что малыш не может усидеть на месте, когда звучит подвижная ритмичная музыка: он кружится и прыгает до изнеможения, хлопает в ладоши, топает ногами, что-то приговаривает. И очень любит веселиться вместе со взрослыми. Безотчетная радость ребенка заражает, вовлекая их в незатейливое музицирование. Никому и в голову не придет задуматься, отчего такое простое движение под музыку дарит всем столько удовольствия. Часто дети, подражая взрослым, танцуют под звучащую музыку и делают это много интересней, изобретательней, придумывая танец с бьющей через край радостью. Маленькие дети очень отзывчивы на движение и возможность общения без слов, когда приглашение к общению исходит от самой музыки.

Эти и многочисленные другие примеры показывают, насколько органична внутренняя взаимосвязь музыки и движения, которую так естественно чувствуют дети и теряют со временем взрослые. Однако она сохраняет свое воздействие применительно к любым возрастным группам.

Научными исследованиями доказано, что любой звук вызывает у человека сокращения мускулатуры. Музыка действует на весь организм — он отвечает на действие музыки. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущение ее связками, мышцами, движением, дыханием. “Бесконечно богатая информация, заключенная в музыке, считывается не рассудком, а динамическим состоянием тела —соинтонированием, пантомимическим движением”, — писал известный музыковед, профессор В.В. Медушевский. Поэтому движение должно участвовать как важнейший и обязательный компонент в музыкальном воспитании. Не использовать его возможности — большой просчет музыкальной педагогики.

Педагогическая идея Орфа о “взаимовыведении” музыки и движения нашла убедительное подтверждение и в других исследованиях психологов. Стало известно, что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. Музыка и движение как бы взаимно выводятся, “подкрепляют” и усиливают друг друга.

Музыка и движение образуют неразделимое единство в концепции Орфа. Педагоги, разделяющие взгляды Орфа, должны иметь в виду, что движение есть органическая часть педагогической концепции Орфа, одно из ее главных средств. Ни один урок музыкального воспитания, опирающийся на принципы Шульверка, не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.

Развитие навыков движения Орфом не рассматривает как самоцель, а как одно из средств музыкального и эмоционального совершенствования. Поэтому и к обучению танцу как таковому начинается не ранее того момента, как дети исследуют и изучат двигательные возможности своего тела и его отдельных частей.

В детском саду обучение танцу не является специальной задачей. Отправной точкой для работы педагога является двигательная игра, в которой дети творчески познают возможности своего тела: покачивание, балансировку, повороты и кружения, бег и бег вприпрыжку, ползание, вращения, наклоны и многое другое. Повторяемые во множестве вариантов, простые движения и должны составлять главную заботу педагога-музыканта, работающего с дошкольниками. В этой возрастной группе жизненно важно поддерживать присущее детям удовольствие от необходимости спонтанного движения под музыку. Если вначале ребенок движется спонтанно, сам по себе, то затем постепенно вовлекается в стихию коллективного движения вместе со всеми участниками музицирования.

Составной частью двигательных занятий является обучение детей ориентироваться в пространстве: движение по кругу, квадрату, диагонали, “змейками” “восьмерками”, парами, тройками, цепочкой, со сменой партнера, направления движения и т.п. Ребенок учится соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений. Используются также специальные упражнения на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, напряжение и расслабление. Музыкально-двигательные задания незаменимы для развития социальных навыков поведения в группе, умения общаться, координировать свои намерения с другими участниками, уметь войти с ними в контакт и действовать совместно.

Новшеством Орфа является особая форма сочетания, взаимосвязи музыки и движения. Орф в Шульверке пытается “уравновесить” элементарную музыку и танец — дети учатся показывать под свою музыку соответствующую форму движения и, вместе с тем, подобрать к элементарным формам движения и танца соответствующую музыку.

“Когда музыка и движение соединяются вместе, они требуют идентичного художественного соотношения. Мы считаем педагогической ошибкой произвольно выбирать для сопровождения простого детского движения классическую или романтическую музыку. Тесной взаимосвязи между музыкой и движением можно достигнуть в случае создания, импровизации музыки в момент движения. Дети могут это делать сами”, — это слова Барбары Хазельбах, профессора Института Орфа, автора очень популярной книги об основных принципах танцевального обучения в детском саду и начальной школе.

Движение может родиться из предложенного детьми ритмического аккомпанемента для бега, прыжков, поскоков или кружения. Детей одновременно побуждают аккомпанировать спонтанно исполняемому движению, подбирать подходящий для него аккомпанемент: уловить темп и характер движения, уметь реагировать на все особенности ритмически и динамически. Наиболее распространенными инструментами для импровизации аккомпанементов к движению, которые используют педагоги, работающие по Шульверку, являются ручные барабаны, бонго, тамбурины, клавесы, браслеты с бубенчикамии и другие маленькие ударные инструменты. Дети постарше играют и импровизируют на ксилофонах. Очень важно подчеркнуть, дети на занятии по очереди становятся то танцорами, импровизирующими движение, то музыкантами, аккомпанирующими движению.

Акцент, сделанный Орфом на импровизации не только музыки, но и движения, пробуждает спонтанные индивидуальные проявления двигательной активности, препятствует формированию штампов двигательных форм. Простейшие движения, доступные малышу: шаг, бег, наклоны, повороты, кружения и др. становятся начальной ступенью для творческих упражнений. Любое движение может быть различным по форме, силе, интенсивности, времени, скорости, траектории в пространстве, настроению, выразительности поз и жестов, сходству и различию с моделью. Постепенно двигательное мастерство и умения детей совершенствуются, расширяя и возможности для творческого применения движений.

Малыши обычно не закомплексованы единомыслием, если педагог дает им возможность на занятии самим попробовать и увидеть, как бесконечно разнообразны могут быть даже обычные шаги. Детей необходимо побуждать находить индивидуальное решение и поощрять разномыслие, которое дает возможность найти огромное число верных и подходящих решений одной и той же задачи. Такой подход необходим для воспитания творческой личности и должен быть осознан каждым педагогом как фактор величайшей важности для дальнейшего развития детей.

Если на первоначальных стадиях обучения движения ребенка спонтанны, то на более высоких уровнях движение отходит от спонтанности, становится оправданным, превращаясь в элементарный танец. По мере развития детей внимание в двигательных упражнениях может быть сконцентрировано на более специальных моментах (акцентированные и неакцентированные шаги в различных метрах, соединение различных видов шага, бега и т. д.). Именно такой путь естественного и постепенного рождения элементарного танца из элементарных движений под простую, доступную им музыку, предлагается в концепции музыкального воспитания Орфа. Шаг за шагом им предоставляется возможность комбинировать известные движения, составлять из них простейшие танцевальные композиции, вставлять в них инструментальные части, мимические сценки, чередовать сольные и массовые части. Танец под одну и ту же музыку на каждом уроке может быть иным.

Рассматривая роль движения в концепции Орфа более узко, необходимо говорить о его ведущей, основополагающей роли в формировании чувства ритма. Чувство ритма в основе имеет моторную природу и всегда сопровождается моторными реакциями. Восприятие ритма вызывает многообразие кинетических ощущений: сокращения языка, мышц головы, пальцев ног, гортани, грудной клетки и т.д.

Основной задачей на начальном этапе становится воспитание и развитие чувства равномерной метрической пульсации, которое нуждается в длительном формировании у детей, чтобы стать устойчивым навыком. Чувство метрической пульсации не возникает само собой, “между прочим”, его неразвитость у ребенка закрывает ему возможность для самых элементарных форм совместного музицирования. Поэтому внимание к метру в концепции Орфа — первостепенное. Движение здесь является обязательным и незаменимым средством. Все его простейшие виды, вначале на одном месте, затем с продвижением в пространстве, соединенные с речью, звучащими жестами, шумовымиинструментами пригодны и полезны в этой работе. ”Источником” двигательных идей являются сами дети, их способность бегать, прыгать, скакать, кружиться — можно использовать любое движение, естественное для них.

Таким образом, задачи, которые призвано решать движение в концепции Орфа, многозначны, а задачи его многообразны.

Движение в концепции Орфа является:

  1. неотъемлемой частью элементарного музицирования, органически связанной с музыкой и речью;
  2. cпособом внутреннего раскрепощения, развития двигательных возможностей человека, его умения свободно владеть своим телом (от простейшего движения к элементарному танцу);
  3. cредством естественного творческого самовыражения в пространстве; одним из главных способов формирования навыков импровизирования;
  4. oсновополагающим способом развития деятельности и мышления, тренировки нервно-психических процессов;
  5. усиливающим, подкрепляющим и объединяющим фактором в обучении; важнейшим средством моделирования элементов музыкального языка;
  6. основополагающим средством развития чувства ритма;
  7. средством развития социально-коммуникативных навыков;
  8. источником ни с чем не сравнимой радости для детей.

Из перечисленных выше функций движения в концепции Орфа очевидно, что оно позволяет решать целый комплекс задач как музыкально-педагогических, так и общепедагогических. Наиболее важным, с нашей точки зрения, является использование элементарного движения как естественной спонтанной реакции ребенка на музыку, стремление закрепить взаимосвязь музыки и движения в ощущениях, привить желание находить индивидуальную интерпретацию этой связи. Особой ценностью подхода Карла Орфа к движению является его элементарный, доступный любому ребенку характер. Лишь в постепенном совершенствовании владения своим телом под элементарную музыку рождается танец, также элементарный, а не сценический (с большим количеством разнообразных танцевальных движений и фигур, трудных для исполнения и запоминания). 

Все модели предложенного ниже занятия предполагают обязательное включение разных форм движения: фиксированных и спонтанно-импровизационных. Некоторые возможные варианты описаны в методических комментариях. Однако задачей педагога должно быть стремление побуждать детей к двигательной фантазии, нахождению других вариантов, а не выполнению всеми одинакового образца. Пусть вас не смущает вопрос «А как все это выглядит со стороны?» Он здесь не совсем уместен. Занятие для детей, а не для зрителей. Вместе с тем, нет ничего интереснее, чем наблюдать за импровизацией движений у детей. И для любой мамы это будет самым ценным. Ведь она может увидеть внутренне Я своего ребенка. А это драгоценное открытие.

Поэтому, смело включайте импровизационные формы в публичные показы. Дети просто должны иметь некоторый опыт подобной творческой работы и быть действительно увлечены происходящим. Тогда все неожиданности будут радостными, вызовут улыбку и одобрение. Очень строгим методистам вы должны суметь объяснить, зачем и кому нужны импровизационные формы работы. Вашим главным аргументом будут дети: их сияющие глаза, всегда ожидающие чуда, их быстрый изобретательный ум, раскрепощенность, неиссякаемый интерес кмузыке, умение включаться спонтанно в любое музицирование. 

Автор: 
Тютюнникова Т. Э.
← Библиотека